Что мы знаем о староверах? Кажется, что они остались в далёком прошлом. А ведь они живут рядом с нами, в нашем городе.
В 1653 году при патриархе Никоне на Руси случился церковный раскол. Патриарх, поддержанный царём, настаивал на исправлении богослужебных книг по греческим образцам и изменении церковных обрядов Русской церкви в соответствии с уставом церкви Греческой. Несогласные с «реформой» Никона подверглись жестоким преследованиям со стороны властей. Их презрительно именовали раскольниками. Однако сами себя они считали верными блюстителями исконной православной традиции, берущей начало от Крещения Руси князем Владимиром. Поэтому назывались старообрядцами, староверами или древлеправославными христианами.
Несмотря на гонения и вынужденное молчание, староверы принимали активное участие в жизни России и Петербурга. Громовы, Рахмановы, Цеповы, Кокоревы и другие известные старообрядческие купеческие семьи оставили о себе добрую память как успешные предприниматели и заботливые меценаты, выработавшие не только особый бытовой, но и деловой уклад жизни.
Когда в 1905 году, после издания императорского указа о веротерпимости и свободе вероисповедания, все ограничения со старообрядцев были сняты, мир поразился богатству их духовной, музыкальной, художественной и книжной культуры. Петербург стал важнейшим старообрядческим центром: здесь находились центры управления, образовательные учреждения, издательства и типографии старообрядческих общин, возводились величественные соборы, проходили всероссийские съезды.
После 1917 года старообрядцы понесли тяжёлые потери, разделив судьбу прочих религиозных сообществ. Однако жизнь старообрядческих общин не осталась в прошлом.
В ходе лекции мы познакомимся не только с историей, но и с сегодняшним днём староверов Петербурга, увидим изображения бывших и нынешних храмов, узнаем о попытках преодоления раскола, в частности о таком явлении как единоверие.